Приветствую Вас Гость!
Пятница, 03.05.2024, 23:42
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

НОВОЕ ФОТО

Поиск

ФАЙЛООБМЕННИК

ДОСКА ОБЬЯВЛЕНИЙ

НОВОСТИ

Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Мини-чат

500

погода

Яндекс.Погода

Статистика

нашему сайту:

Из истории города Петушки.

              В материалах Владимиро-Суздальского музея-заповедника рассказывается, что деревня Петушки образовалась в XVII веке из выселенцев деревни Старое Яковлево. Петушки входят в перечень деревень, стоящих на землях Троицкого монастыря в переписных книгах 1678 года. В деревне была почтовая станция. Большая дорога, вернее почтовый тракт, определяла для многих образ жизни. В 1705 году в деревне Петушки значилось 76 дворов, с населением 216 душ мужского пола. Земля сначала была монастырской, жители платили подати в Троице-Сергиев монастырь. Затем была секуляризация земель. «После отобрания земель у монастырей в 1764 г. село Крутец (центр бывшей вотчины) с деревнями Леоново, Аннино, Петушки, Кибирёво, Омутищи, Филино, Борщевня отошли от Троице-Сергиева монастыря государству»... Деревня Петушки постепенно росла,   С 2 марта 1778 года, т.е. после проведения административной реформы Екатериной II. По её указу «образовалась Владимирская губерния с 13 уездами. Их центры: Владимир, Суздаль, Шуя, Переславль-Залесский, Юрьев, Покров, Вязники, Гороховец, Муром, Меленки, Ковров, Судогда, Александров». 1 сентября 1778 года из села был образован город Покров, ставший центром Покровского уезда. В 1798 году «названа Крутецкая волость в Покровском уезде. В 1852 году центр волости переходит в деревню Аннино.

           Город Петушки на Владимирщине раскинулся на слиянии трех магистралей: железной дороги, шоссе Москва - Нижний Новгород и старого водяного пути - реки Клязьмы. Авторы книги «Погородам и весям Золотого кольца» М.В.Горбаневский и В.К.Дукельский связывают название «Петушки» с названием растения, т.е. образованное от слов «петух, петушиный». Есть растение, которое полностью совпадает с наименованием города. Так, в словаре Даля: петушки - растения разных видов; певники. Но жители нашего города уже привыкли к другой версии названия: когда-то на большой дороге Владимирке грабили купцов и разбойники перекликалися между собой по-петушиному. Петушинцы до сих пор называют шоссе Москва - Нижний Новгород «большой дорогой». Бытует и фраза: «Как разбойник с большой дороги».   До постройки железной дороги сообщение между Москвой и Нижним Новгородом осуществлялось путем «Ямской гоньбы» т.е. на почтовых тройках.  По старой Владимирке, на расстоянии 50-60 верст были почтовые станции, которые назывались «Ямами». Такая перекладная яма находилась на берегу р. Березки. Остановка «ям» имела постоялый двор, чайную, кузнецу, колодец. Ближайшие остановки «ямы» были в  Ногинске и во Владимире.

             Интересные заметки оставил нам русский писатель В.А.Слепцов, который осенью 1860 г. отправился в путешествие по Московской и Владимирской губерниям, чтобы изучить экономическое и правовое положение народа. Свои дорожные заметки В.А. Слепцов назвал «Владимирка и Клязьма». «Здесь в этой стороне, неподалёку от Владимира страшное обилие постоялых дворов, в некоторых местах из них составлены целые селения, которые исключительно занимаются дворничеством (по словарю Даля, дворник -содержатель постоялого двора, хозяин заезжего дома). ...Большая дорога породила это ремесло...меня очень занимают Петушки. Теперь в старом гнезде дворников доживающих свои последние дни, и слышу постоянно то жалобные, то бессильно злобные разговоры о подъедающей их чугунке. В Петушках почтовая станция и постоялые дворы. В настоящее время это вещи, отслужившие свой век и за негодностью оставляемые, никто не заботиться о них так усердно, как прежде. Но и тут предприимчивость и оборотливость, свойственные владимирцу, выручают его: ямщик распродаёт лошадей и берёт подряд на железной дороге,  дворник вдруг становится лесопромышленником и поставляет шпалы и брёвна для построек».

            В полутора километрах от деревни Старые Петушки (см. фото слева) в середине прошлого века возникла Слобода, которая называлась Новые Петушки. В одной из записей Владимирского архива говориться, что в середине XIX века из земельной общины Старые Петушки выделились три безземельных крестьянина. Они поставили свои дома на пустующем месте близ строящейся железной дороги. Рядом с ними в ряд было поставлено ещё несколько домов.      Слобода особенно начала расти с 1861 года, когда в основном была закончена московско-нижегородская железная дорога с однопутным движением. Железнодорожную станцию с маленьким деревянным вокзалом, по традиции того времени, назвали по имени близлежащей деревни - Петушки.  В 1896 году был проложенвторой путь и открыто двухпутноедвижение поездов. На станции Петушки к этому времени был построен большой кирпичный вокзал, против него, на другой стороне станционных путей, а за ним проложили рельсовые. Построили паровозное депо, пути в форме треугольника - для оборачивания паровозов.пути в форме треугольника - для оборачивания паровозов.Станция Петушки из маленькой линейной станции превратилась в распорядительную станцию, где производились смены паровозов, осмотр и ремонт. Работа станции расширилась, особенно за счёт отгрузки и отправки в большом количестве леса и дров. Росла и слобода Новые Петушки, превращаясь в пристанционный рабочий посёлок.

                 В 1916-1917 гг., накануне революции, посёлок Петушки состоял из двух улиц: первая  -  это часть нынешней Вокзальной улицы; начиналась она у водоёма, где стоял магазин для продажи керосина. Имела она более 30 домов и составляла среднюю часть теперешней Вокзальной улицы. Центральную часть улицы, наиболее близкую к вокзалу, занимали торговцы. В 1916 году пожар уничтожил все купеческие деревянные дома, которые стояли против станции в ряд. Оставшиеся кирпичные кладовые и лавки при советской власти были отремонтированы, расширены и использовались комбинатом бытового обслуживания и райпотребсоюзом. Бывший комиссионный магазин - лавка Баканова (см. фото слева), купеческая лавка Данилова -жилой дом. Бывшие пошивочная и сапожная мастерские - это лавки братьев Наумовых.

            Вторая старая улица нашего города - Орловка, где было домов десять. Находилась она на противоположной стороне железнодорожных путей. Такое её название произошло от фамилии железнодорожника Орлова, который первый построил здесь свой дом. Посёлок НовыеПетушки соединялся с деревней Старые Петушки просёлочной дорогой с неизбежными колеями и рытвинами. С обеих сторон не было никаких строений. Было чистое поле, принадлежавшее деревне Старые Петушки. В зимнее время вдоль дороги устанавливались берёзовые или ивовые вехи, чтобы пешеходы могли ориентироваться в направлении дороги, так как санный путь часто заметало снегом. Примерно в 1908-1910 гг. уездное земское управление произвело покрытие этой дороги узкой лентой щебня шириной в три метра. Щебень утрамбовали чугунными   катками,   приводимыми   в   движение парой лошадей.


читать далее...