В материалах Владимиро-Суздальского
музея-заповедника рассказывается, что деревня Петушки образовалась в XVII веке
из выселенцев деревни Старое Яковлево. Петушки входят в перечень деревень,
стоящих на землях Троицкого монастыря в переписных книгах 1678 года. В деревне
была почтовая станция. Большая дорога, вернее почтовый тракт, определяла для
многих образ жизни. В 1705 году в деревне Петушки значилось 76 дворов, с
населением 216 душ мужского пола. Земля сначала была монастырской, жители
платили подати в Троице-Сергиев монастырь. Затем была секуляризация земель.
«После отобрания земель у монастырей в 1764 г. село Крутец (центр бывшей
вотчины) с деревнями Леоново, Аннино, Петушки, Кибирёво, Омутищи, Филино,
Борщевня отошли от Троице-Сергиева монастыря государству»... Деревня Петушки
постепенно росла, С 2 марта 1778 года, т.е. после проведения
административной реформы Екатериной II. По её указу «образовалась Владимирская
губерния с 13 уездами. Их центры: Владимир, Суздаль, Шуя, Переславль-Залесский,
Юрьев, Покров, Вязники, Гороховец, Муром, Меленки, Ковров, Судогда,
Александров». 1 сентября 1778 года из села был образован город Покров, ставший
центром Покровского уезда. В 1798 году «названа Крутецкая волость в Покровском
уезде. В 1852
году центр волости переходит в деревню Аннино.
Город Петушки на Владимирщине раскинулся
на слиянии трех магистралей: железной дороги, шоссе Москва - Нижний Новгород и
старого водяного пути - реки Клязьмы. Авторы книги «Погородам и весям
Золотого кольца» М.В.Горбаневский и В.К.Дукельский связывают название «Петушки»
с названием растения, т.е. образованное от слов «петух, петушиный». Есть
растение, которое полностью совпадает с наименованием города. Так, в словаре
Даля: петушки - растения разных видов; певники. Но жители нашего города уже
привыкли к другой версии названия: когда-то на большой дороге Владимирке
грабили купцов и разбойники перекликалися между собой по-петушиному. Петушинцы
до сих пор называют шоссе Москва - Нижний Новгород «большой дорогой». Бытует и
фраза: «Как разбойник с большой дороги». До постройки железной
дороги сообщение между Москвой и Нижним Новгородом осуществлялось путем «Ямской
гоньбы» т.е. на почтовых тройках. По старой Владимирке, на
расстоянии 50-60 верст были почтовые станции, которые назывались «Ямами». Такая
перекладная яма находилась на берегу р. Березки. Остановка «ям» имела постоялый
двор, чайную, кузнецу, колодец. Ближайшие остановки «ямы» были в
Ногинске и во Владимире.
Интересные заметки оставил нам русский
писатель В.А.Слепцов, который осенью 1860 г. отправился в путешествие по
Московской и Владимирской губерниям, чтобы изучить экономическое и правовое
положение народа. Свои дорожные заметки В.А. Слепцов назвал «Владимирка и
Клязьма». «Здесь в этой стороне, неподалёку от Владимира страшное обилие
постоялых дворов, в некоторых местах из них составлены целые селения, которые
исключительно занимаются дворничеством (по словарю Даля, дворник -содержатель
постоялого двора, хозяин заезжего дома). ...Большая дорога породила это ремесло...меня
очень занимают Петушки. Теперь в старом гнезде дворников доживающих свои
последние дни, и слышу постоянно то жалобные, то бессильно злобные разговоры о
подъедающей их чугунке. В Петушках почтовая станция и постоялые дворы. В
настоящее время это вещи, отслужившие свой век и за негодностью оставляемые,
никто не заботиться о них так усердно, как прежде. Но и тут предприимчивость и
оборотливость, свойственные владимирцу, выручают его: ямщик распродаёт лошадей
и берёт подряд на железной дороге, дворник вдруг становится
лесопромышленником и поставляет шпалы и брёвна для построек».
В полутора километрах от деревни Старые Петушки (см. фото слева) в
середине прошлого века возникла Слобода, которая называлась Новые Петушки.
В одной из записей Владимирского архива говориться, что в середине XIX века из
земельной общины Старые Петушки выделились три безземельных крестьянина. Они
поставили свои дома на пустующем месте близ строящейся железной дороги. Рядом с
ними в ряд было поставлено ещё несколько домов. Слобода особенно начала
расти с 1861 года, когда в основном была закончена московско-нижегородская
железная дорога с однопутным движением. Железнодорожную станцию с маленьким
деревянным вокзалом, по традиции того времени, назвали по имени близлежащей
деревни - Петушки. В 1896 году был проложенвторой путь и открыто двухпутноедвижение поездов.
На станции Петушки к этому времени был построен большой
кирпичный вокзал, против него, на другой стороне станционных путей, а
за ним проложили рельсовые. Построили паровозное депо, пути в форме
треугольника - для оборачивания паровозов.пути в форме треугольника - для
оборачивания паровозов.Станция Петушки из маленькой линейной станции
превратилась в распорядительную станцию, где производились смены паровозов, осмотр
и ремонт. Работа станции расширилась, особенно за счёт отгрузки и отправки
в большом количестве леса и дров. Росла и слобода Новые Петушки, превращаясь в
пристанционный рабочий посёлок.
В 1916-1917 гг., накануне революции,
посёлок Петушки состоял из двух улиц: первая - это часть нынешней
Вокзальной улицы; начиналась она у водоёма, где стоял магазин для продажи
керосина. Имела она более 30 домов и составляла среднюю часть теперешней
Вокзальной улицы. Центральную часть улицы, наиболее близкую к вокзалу, занимали
торговцы. В 1916 году пожар уничтожил все купеческие деревянные
дома, которые стояли против станции в ряд. Оставшиеся кирпичные кладовые и
лавки при советской власти были отремонтированы, расширены и использовались
комбинатом бытового обслуживания и райпотребсоюзом. Бывший комиссионный магазин
- лавка Баканова (см. фото слева), купеческая лавка Данилова -жилой дом. Бывшие
пошивочная и сапожная мастерские - это лавки братьев Наумовых.
Вторая старая улица нашего города -
Орловка, где было домов десять. Находилась она на противоположной
стороне железнодорожных путей. Такое её название произошло от фамилии
железнодорожника Орлова, который первый построил здесь свой дом. Посёлок
НовыеПетушки соединялся с деревней Старые Петушки просёлочной дорогой с неизбежными
колеями и рытвинами. С обеих сторон не было никаких строений. Было чистое поле,
принадлежавшее деревне Старые Петушки. В зимнее время вдоль дороги
устанавливались берёзовые или ивовые вехи, чтобы пешеходы могли ориентироваться
в направлении дороги, так как санный путь часто заметало снегом. Примерно в
1908-1910 гг. уездное земское управление произвело покрытие этой дороги узкой
лентой щебня шириной в три метра. Щебень утрамбовали чугунными
катками, приводимыми в движение парой
лошадей.